Химико-биологическая площадка ЛНМО создана для обучения ребят, интересующихся естествознанием, неравнодушных к миру природы и предполагающих в будущем выбрать профессии, требующие уверенного владения материалом современной биологии и химии. Учащиеся 7-11 химико-биологических классов ЛНМО одновременно получают образование по учебному плану государственной школы, в центре дополнительного образования ЧОУ ОиДО «ЛНМО» и в рамках Системы научных семинаров и спецкурсов ЛНМО.
Основателем направления был Евгений Александрович Нинбург (1938-2006) – выдающийся педагог и организатор, один из основателей детского биологического движения в Ленинградском Дворце пионеров (Аничков Дворец, Санкт-Петербургский Городской Дворец Творчества Юных). Евгений Александрович много лет работал в Лаборатории преподавателем биологии, и именно его усилия позволили воплотить в жизнь идею И. А. Чистякова о многопрофильном образовании в ЛНМО.
Биолог-исследователь, на формирование которого нацелены все организационные, учебные и воспитательные процессы на площадке, должен знать и уметь использовать в работе особенности структуры, функционирования и взаимодействия живых систем, различные методологические подходы к изучению биологических объектов, основы постановки научного эксперимента, способы обработки экспериментальных данных, а также иметь широкий кругозор, знать основные разделы современной биологии.
Школьники получают качественное общее образование, работая с коллективом учителей биологическокй площадки и дополнительное образование в области химии и биологии, основанное на программе “Расширенный курс биологии. Теория и практика школьного научного исследования”. Освоение программы позволяет учащемуся познакомиться со всеми основными разделами биологии и выбрать для себя наиболее интересный профиль обучения в вузе. Тем самым программа имеет важное профориентационное значение.
Один из важных элементов обучения в профильных биологических классах ЛНМО, — выполнение самостоятельной научно-исследовательской работы. На первой стадии обучения особенно актуальны работы по флористике, фаунистике, систематике растений, геоботанике. Создание исследовательских работ способствует развитию молодого биолога, а участие в научно- практических конференциях, на которых школьники дкладывают о результатах своих работ, совершенствует их владение научным языком, коммуникационные навыки. О результатах своих исследования ребята рассказывают на конференции “Академическая суббота”, которая проводится ежегодно в январе.
Обучение на площадке ориентирует на следующие специальности: биология, химия, лечебное дело, психология, фармакология, ветеринария, экология.
В работе педагогического коллектива активное участие принимают сотрудники Биолого- почвенного факультета Санкт-Петербургского Государственного университета. Все основные и часть дополнительных курсов читают научные сотрудники и преподаватели СПбГУ и научно-исследовательских институтов РАН. Для иллюстрации теоретических занятий по зоологии и ботанике используется богатый практический материал из коллекций кафедр зоологии беспозвоночных СПбГУ и гербария Ботанического института им. В.Л.Комарова. Биологическая лаборатория ЛНМО оснащена бинокулярами и микроскопами. На практических занятиях ребята осваивают технику биологического рисунка, учатся работать со световой оптикой, изготавливать и описывать постоянные и временные микропрепараты. Все эти навыки чрезвычайно полезны для будущего исследователя.
Помимо школьных занятий, для учащихся проводятся биологические практики: весенняя, летняя и осенняя, на которых изучается местная флора и фауна, осваиваются навыки автономного существования в полевых условиях, а также основы первой медицинской помощи и туризма. В учебный план дополнительного образования и практик входят занятия по энтомологии, гидробиологии, орнитологии, зоологии и ботанике, антропологии, генетике, молекулярной физиологии. Помимо биологических дисциплин программа БиоТопа включает занятия по математике (решение задач повышенной сложности, избранные разделы алгебры и геометрии), эвристический практикум по химии и отдельные главы курса «Теория и практика научного исследования». В ходе практик учащиеся имеют возможность собрать материал для написания научно-исследовательской работы, который может быть обработан в лаборатории в течение учебного года.
Теоретические знания и практические навыки, полученные в ходе обучения, ребята отрабатывают и закрепляют в ходе выполнения самостоятельных научно-исследовательских работ. О результатах своих исследования ребята рассказывают на конференции “Академическая суббота”, которая проводится ежегодно в январе.
Набор в химико-биологические классы обычно проходит в мае месяце. Традиционно ЛНМО набирает 7 химико-биологический класс..
Жизнь естественнонаучных классов определяется большим количеством экскурсий, выездов, биологических практик, игр, квестов, в организации которых принимают участие и сами учащиеся.
Как было принято решение об организации второй площадки ЛНМО?
В 2007 году руководство ЛНМО приняло решение использовать накопленный опыт обучения школьников в соответствии с целями развития исследовательских способностей для открытия второго учебного направления – химико-биологического.
После проведения силами Лаборатории непрерывного математического образования Международной конференции молодых ученых (ICYS) в Санкт-Петербурге в 2007 году руководителями было принято решение закупить оборудование (микроскопы, мебель) для открытия нового направления ЛНМО — химико-биологического. В 2007 году впервые был осуществлен набор в 8 химико-биологический класс.
Благодаря системному подходу к преподаванию команда ЛНМО два года подряд занимала 1 место в Санкт-Петербурге по числу победителей олимпиады по биологии.
В 2011 году Елизавета Беседина, выпускница ЛНМО — 2012 года стала победителем Всероссийской олимпиады по биологии, в 2017 году она стала выпускницей МГУ и сейчас успешно работает в России.
Учащиеся классов БиоТоп ЛНМО каждый год побеждают на различных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях.
КОМПЛЕКСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ЧОУ ОиДО «ЛНМО» (классы БиоТоп),
реализуется в сочетании с учебным планом государственной школы, с которой сотрудничает ЧОУ ОиДО «ЛНМО»
Название курсов | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | 5 год обучения | |||||
часов в неделю | часов в год | часов в неделю | часов в год | часов в неделю | часов в год | часов в неделю | часов в год | часов в неделю | часов в год | |
1 модуль. Основы биоразнообразия растений | 1 | 34 | ||||||||
2 модуль. Основы биоразнообразия животных | 2 | 68 | ||||||||
3 модуль. Теория и практика научного исследования | 2 | 68 | ||||||||
4 модуль. Основы химии живого | 1 | 34 | ||||||||
Английский язык для общения. Биологическое и инженерное направления ЛНМО, раздел 1 | 3 | 102 | ||||||||
9 | 306 | |||||||||
5 модуль. Аутэкология | 2 | 68 | ||||||||
6 модуль. Основы биоразнообразия животных (зоология позвоночных) | 1 | 34 | ||||||||
7 модуль. Основы гигиены человек (модуль выбору) | 1 | 34 | ||||||||
Английский язык для общения. Биологическое и инженерное направления ЛНМО, раздел 2 | 3 | 102 | ||||||||
9 модуль. Эволюция растений (систематика растений) | 2 | 68 | ||||||||
9 | 306 | |||||||||
10 модуль. Функциональная анатомия | 2 | 68 | ||||||||
11 модуль. Основы биоинформатики и биометрии. | 2 | 68 | ||||||||
12 модуль.Эволюция | 2 | 68 | ||||||||
Английский язык для общения. Биологическое и инженерное направления ЛНМО, раздел 3 | 3 | 102 | ||||||||
Специальные главы алгебры и математического анализа, раздел 1 | 2 | 68 | ||||||||
Итого: | 11 | 374 | ||||||||
13 модуль. Генетика | 2 | 68 | ||||||||
14 модуль. Физиология (по выбору) | 2 | 68 | ||||||||
15 модуль. Молекулярная физиология | 2 | 68 | ||||||||
16 модуль. Микробиология | 1 | 34 | ||||||||
17 модуль. Основы молекулярной биологии | 1 | 34 | ||||||||
Английский язык для общения. Биологическое и инженерное направления ЛНМО, раздел 4 | 3 | 102 | ||||||||
Специальные главы алгебры и математического анализа, раздел 2 | 2 | 68 | ||||||||
Итого: | 13 | 442 | ||||||||
18 модуль. Антропология | 2 | 68 | ||||||||
20 модуль. Модуль подготовки к ЕГЭ по биологии (по выбору) | 1 | 34 | ||||||||
21 модуль. Модуль подготовки к ЕГЭ по химии | 2 | 68 | ||||||||
Английский язык для общения. Биологическое и инженерное направления ЛНМО, раздел 5 | 3 | 102 | ||||||||
Специальные главы алгебры и математического анализа, раздел 3 | 2 | 68 | ||||||||
Итого: | 10 | 340 | ||||||||
306 | 306 | 374 | 442 | 340 | ||||||
Общая примерная учебная нагрузка | 1768 |