Исследовательский подход необходим не только в работе ученого, поэтому выпускники ЛНМО не просто быстро делают карьеру в разных областях: в науке, в программировании, бизнесе, преподавании. Они созидают мир, ориентированный на ценностные ориентиры, привитые в том числе в школе. Несмотря на то, что выпускников у школы немного — их с 1992 года — 790, их личностные качества видны в добровольческой деятельности на соревнованиях для всего города и страны, которые они проводят бесплатно для всех участников.
СПРАВКА О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЛНМО 1992-2022 ГОДА
Лаборатория непрерывного математического образования ставит своей целью подготовку школьников к исследовательской деятельности в рамках их последующего обучения в вузе и дальнейшей академической карьеры. Успешность реализации положенных в основание ЛНМО принципов подтверждается высоким процентом выпускников, защитивших кандидатские диссертации и занимающихся научной деятельностью в вузах и институтах, либо работающих в наукоемких областях промышленности.
С 1996 по 2021 год обучение в Лаборатории непрерывного математического образования закончили 790 выпускников математической и химико-биологической площадок. Из них только выпускники математической площадки до 2013 года выпуска по возрасту могли защитить кандидатские диссертации. Таких выпускников, выпустившихся из ЛНМО не ранее 1996 года, — 276. Из них защитили кандидатские диссертации 26 выпускников, то есть примерно 9,4 процентов от числа всех выпустившихся, и абсолютное большинство из них делают карьеру ученого-математика, в том числе в самых престижных научно-исследовательских лабораториях и вузах, прежде всего в России.
Научную карьеру в вузах, научно-исследовательских институтах продолжают делать 34 человека, из них 4 выпускника — в вузах за рубежом. Всего публикаций, индексируемых в Scopus, — не менее 164. Дополнительно целый ряд выпускников делает научные разработки в наукоемких компаниях, причем за рубежом — не более 5 % от общего количества выпускников.
Выпускники ЛНМО — кандидаты наук и научные сотрудники 1996-2013 годы
Лауреатами стипендии им. В.А.Рохлина, которая с 2010 года присуждается талантливым молодым математикам — студентам, аспирантам и молодым математикам (до 30 лет на момент подачи документов) Санкт-Петербурга, стали 13 выпускников ЛНМО, при общем количестве лауреатов 58. Таким образом, 22 процента получивших эту премию — выпускники ЛНМО.
В рамках Системы научных семинаров и спецкурсов ЛНМО (Расписание Системы научных семинаров и спецкурсов ЛНМО 2019-2020 года ) складываются научные школы. Так старший научный сотрудник Лаборатории «Современная алгебра и приложения» (СПбГУ), лауреат премии «Лучший молодой математик 2014 года» Сергей Олегович Иванов с момента выпуска в 2003 году руководил семинарами 26 учениками ЛНМО, 15 из них стали финалистами Всемирного смотра-конкурса по результатам разных научных соревнований в России, трое из тех, кто по возрасту мог защитить кандидатскую диссертацию, стали кандидатами наук, а 6 — учились в аспирантуре. В России учатся и делают научную карьеру 16 учеников Сергея Олеговича Иванова из 26. Таких разновозрастных семинаров в ЛНМО проводится несколько в год.
Статистика поступления и в вузы и продолжения научной карьеры выпускников математических классов ЛНМО (1992–2019 года) с указанием количества статей, индексируемых в Scopus.
Год выпуска |
Количество выпускников |
Поступление на бюджет |
В том числе: СПбГУ, МГУ, МФТИ, ИТМО |
Аспирантура |
Кандидатские диссертации |
Статьи, индексируемые в Scopus |
1996 |
25 |
25 |
25 |
8 |
4 |
21 |
1999 |
16 |
16 |
6 |
5 |
2 |
3 |
2002 |
20 |
20 |
4 |
1 |
4 |
|
2003 |
25 |
23 |
15 |
7 |
6 |
35 |
2005 |
25 |
25 |
16 |
4 |
3 |
19 |
2006 |
16 |
16 |
12 |
5 |
1 |
9 |
2007 |
25 |
25 |
15 |
12 |
4 |
23 |
2008 |
29 |
29 |
18 |
8 |
2 |
17 |
2009 |
21 |
38 |
16 |
5 |
2 |
23 |
2010 |
24 |
24 |
18 |
3 |
0 |
|
2011 |
25 |
25 |
8 |
2 |
5 |
|
2012 |
20 + 24 |
43 |
16 |
4 |
3 |
|
2013 |
25 + 25 |
49 |
10 |
2 |
2 |
|
2014 |
18 |
17 |
2 |
|||
2015 |
14 |
13 |
4 |
|||
2016 |
25 |
24 |
12 |
|||
2017 |
16 |
14 |
8 |
|||
2018 |
23 |
20 |
16 |
|||
2019 |
22 |
21 |
12 |
Ученики Сергея Иванова сами стали преподавателями ЛНМО. Андрей Горшков, Михаил Школьников, Константин Чепуркин, Константин Тяпочкин и т.д. и еще более 40 выпускников — в разное время преподавали в ЛНМО:
Научными руководителями школьников становятся каждый год около 20 выпускников ЛНМО. В Летнюю школу приезжают работать каждое лето 10-20 выпускников школы.
Школьная научная деятельность часто становится основанием для яркой бизнес-карьеры выпускников ЛНМО. При этом выпускники не забывают школу и ее проекты и помогают руководителю ЛНМО И.А.Чистякову в их осуществлении.
Василий Владимирович Дьяченко, выпускник ЛНМО 2006 года, уже в 2013 году стал одним из самых серьезных спонсоров Балтийского конкурса, наряду с крупными IT-компаниями:
Василий Дьяченко поступил в ЛНМО в 2005 году по совету Е.А.Драч, заметившей вдумчивость и глубину учащегося кружка по программированию. Василий в школе не блистал в учебе, получая разные оценки, при этом въедливо разбирал любую задачу, составлял образцовые конспекты по всем предметам, стремился получить самый широкий кругозор. Параллельно стал работать с Дмитрием Григорьевичем Штукенбергом, выпускником И.А.Чистякова 1992 года, который в этот момент пришел в ЛНМО преподавать программирование. Перед Василием была поставлена сложная задача — написать «обратный отладчик программ» «Back-In-Time Debugger for C++», который возвращал бы пользователя к исходной точке программы для ее исправления. Это исследование предполагало скрупулезный труд, на который уходило довольно много времени. Будучи аккуратным школьником, Вася сидел над задачей ночами, потратил на нее все каникулярное лето 2007 года. Выступил со своим исследованием на Всероссийской олимпиаде — конкурсе «Юниор» и получил диплом 2 степени, далее диплом 3 степени на ХV Открытой российской научно-практической конференции. Эти январские конференции показали те ошибки, которые были допущены в исследовании и не позволили победить на первых состязаниях. У Василия было время закончить работу и выступить на Балтийском конкурсе, который по традиции проходит чуть позже, в феврале. Усилия себя оправдали. Василий Дьяченко получил главную премию отборочного турнира на Intel-ISEF — Балтийского научно-инженерного конкурса, выступив на секции «Системное программирование и компьютерные технологии», вошел в состав российской команды для участия в Intel-ISEF – 2006 в штате Индианаполис в США, где подтвердил высокий уровень своего исследования, завоевав 4 премию научного жюри. В 2006 году стал студентом Математико-механического факультета. Поскольку, выступая на Балтийском конкурсе, Василий Дьяченко получил приглашение от представителей спонсора БК-2006 — компании «Моторола», он стал сотрудником отдела разработок и 3 года работал здесь программистом . Параллельно в 2007 году начал преподавание программирования в НЦ «ЛНМО», вел научный семинар, готовя своих учеников к выступлению на новых конференциях. . В 2009 его ученики А.Алефиров и Г.Ниценко представили на Балтийском конкурсе программу, над которой 3 года работали вместе со своим научным руководителем, и получили специальную премию. В 2009 году Василий Дьяченко стал генеральным директором основанной на собственной инновационной разработке компании ООО «Новый маркетинг», руководителем проекта «SmartKupon», собрав вокруг себя выпускников ЛНМО, профессиональные качества которых он мог наблюдать не только на семинарах, но и в момент организации Балтийского научно-инженерного конкурса, Международной конференции молодых ученых в 2007 году. В 2010 году представлял на Санкт-Петербургском инновационном форуме свою компанию и параллельно выступал основным докладчиком на круглом столе «Балтийский научно-инженерный конкурс»: от поддержки школьной науки к модернизации и технологическому обновлению российской экономики». В 2013 году Василий не только стал крупным спонсором Балтийского научно-инженерного конкурса. но и начал работу по созданию научного исследования с Алексанром Гончаровым, который стал победителем Балтийского научно-инженерного конкурса и выступал со своим инновационным проектом в США на Intel-ISEF в 2014 году. Вот что советует Василий Дьяченко учащимся Лаборатории: «Есть такая замечательная фраза у Давида Беля, основателя спортивной дисциплины паркур: «не существует границ, есть лишь препятствия». Это в полной мере относится и к науке, для которой возраст, недостаток опыта и знаний — лишь препятствие. Любому человеку под силу сделать то, что сделал я. А если это так, то почему бы не заниматься наукой в молодости, пока есть время?»
Все выпускники ЛНМО, получив широкое образование, действительно выделяются разносторонностью своих интересов. Нужно отметить, что многие выпускники (из каждого выпуска обязательно 2-3 человека) получают второе высшее образование, чаще всего экономическое, изучают языки или сразу выбирают обучение на гуманитарных факультетах (Восточном, Философском, Историческом). Никто из них не ограничивает себя какой-либо одной областью интересов. Поэтому среди выпускников ЛНМО – люди самых разных специальностей: не только программисты, но и аналитики, менеджеры по рекламе, руководители различных компаний и фирм. Не чужда им и гуманитарная деятельность.
Один из самых ярких выпускников ЛНМО, Андрей Маслов, поступивший после окончания школы на Восточный факультет, сделал блестящую карьеру в области африканистики, был помощником Президента РФ по африканским вопросам, заместителем директора «Газпром-Нигерия», а в настоящее время ведет научную деятельность в России в ВШЭ.
Его биография столь же неожиданна, что и судьба Василия Дьяченко. Поступив в ЛНМО в 1993 году, он параллельно с серьезным математическим образованием по авторской программе И.А.Чистякова, серьезно занимался гуманитарными дисциплинами. Его непосредственным учителем был сотрудник экспериментальной площадки «ЛНМО» С.В.Арсеньев. Под его руководством Андрей Маслов написал научное исследование по истории и завоевал первую премию научного жюри по секции истории на Международной конференции молодых ученых, посвященной памяти академика С.Н.Бернштейна (1995). Сразу после окончания школы пришел преподавать в ЛНМО, и эту работу продолжал до 2003 года. Таким образом, выпускник 2005 года Леонид Голубев выбрал Восточный факультет во многом благодаря интересу к Восточной культуре и знаниям, привитым ему Андреем Масловым. Вообще традиция поступления выпускников ЛНМО на Исторический и Восточный факультеты СПбГУ сегодня продолжается во многом благодаря Андрею Маслову. В 2001 году окончил магистратуру восточного факультета по специальности «История Азии и Африки».В 1996—1997 годах проходил стажировку в Республике Мали. В 1997—2001 годах изучал этнографию и историю Западной Африки, традиционные сетевые структуры и системы управления, локальные конфликты. Более 20 научных работ по этим вопросам. После окончания СПбГУ его карьера строилась невероятно быстрыми темпами. В 2001—2003 работал помощником декана восточного факультета СПбГУ по научной работе. Стал лауреатом стипендий Президента и Правительства РФ для аспирантов. С декабря 2002 года — основатель и руководитель проекта «Аф-Ро» (Информационная компания «Аф-Ро», с 2006 г. — НП «Росафроэкспертиза»). С 2003 года — издатель Российско-африканского делового журнала «Аф-Ро»; с 2004 г. — эксперт российско-африканских межправительственных комиссий; С 2006 года Андрей Маслов становится советником специального представителя Президента России по Африке Алексея Васильева, с октября того же года — и.о. заведующего Центром прикладных экономических исследований Института Африки РАН. Вел научные исследования в Мали (1996—1997), Эфиопии (2004), Анголе (2004), ЮАР (2004), Нигерии (2006). Автор около 100 аналитических статей и материалов, более 10 работ переведены на английский язык. 20 декабря 2006 года стал лауреатом Всероссийского конкурса интеллектуальных проектов «Держава» Фонда «Единство во имя России» (второе место в номинации «Мировая Держава» за работу «Какая политика в Африке нужна России»).
Социальные проекты выпускников ЛНМО.
В составе Оргкомитета всероссийского Балтийского научно-инженерного конкурса по традиции — выпускники Лаборатории. Евгений Амосов (выпускник 2003 года) был координатором Конкурса с момента его основания, будучи первокурсником Математико-механического факультета СПбГУ, он сформировал идеологию Конкурса, его стилистику, наметил перспективы. Сплоченная команда студентов – выпускников ЛНМО принимает до 200 участников научного турнира, полностью организует их пребывание в Санкт-Петербурге, продумывает работу самой ярмарки, занимается поиском спонсоров. Координатором Балтийского конкурса в 2009 году был Илья Смоленский, студент 2 курса Биолого-почвенного факультета СПбГУ, конкурс 2010 года организовывал Павел Байков, студент 2 курса Математико-механического факультета , а конкурс 2011 года организовал Владимир Яковлев, студент 4 курса ИТМО. Традиционно выпускники ЛНМО учреждают на Балтийском конкурсе собственные призы. Выпускник НЦ «ЛНМО» и ГОУ № 332 2002 года Святослав Лисин в выпускных классах серьезно занимался программированием. Получил диплом 1 степени по секции информатики на Х Открытой Российской научно-практической конференции по математике, физике, информатике (2001), главную премию на Международной конференции школьников, посвященной академику П.Л.Чебышеву, 1 диплом на Межгосударственной научно-практической конференции одаренных школьников Intel-Авангард — 2001, премию Грега Барретта за выдающиеся успехи в области программирования в 2001 и в 2002 годах, 1 диплом по секции информатики на Межгосударственной научно-практической конференции одаренных школьников Intel-Авангард — 2002, был участником российской команды на Intel-ISEF- 2002.В 2002 году поступил на Математико-механический факультет СПбГУ. Начал профессиональную карьеру в 2003 году, когда сразу после школы был приглашен на должность главного инженера в СКБ Интегральных систем. В 2008 году организовал собственный бизнес. Сейчас Святослав Лисин — генеральный директор компании «Скай Герл». С 2005 года выступает спонсором Балтийского научно-инженерного конкурса, с 2009 года учреждает на Конкурсе собственный приз в качестве директора компании.
ICYS-2007.
В 2007 году силами ЛНМО была организована в Санкт-Петербурге Международная конференция молодых ученых ICYS.
В составе Оргкомитета работали выпускники и тогда одиннадцатиклассники Александр Щеголев, Михаил Глазунов, Константин Тяпочкин, Даниил Овчинников, Павел Бабич (выпуск 2007 года) и т.д. На средства, полученные от ее проведения, было закуплено лабораторное оборудование (современные микроскопы) для биологических классов ЛНМО. Координатором конференции был выпускник ЛНМО 2003 года Евгений Амосов. Cеминары и спецкурсы ЛНМО, подготовка школьников к научным конференциям Постоянно 20-30 выпускников ведут спецкурсы и семинары, курируют научную работу школьников. Более 20 выпускников каждый год ведут преподавание в ЛНМО. Среди них выпускники ЛНМО 1994 года Д.Г.Штукенберг, В.А.Вялов (выпуск 2002 года) , А.П.Алехин (выпуск 2006 года) , Н.П.Родионов (выпуск 2009 года) , М.А.Клеверов, В.М.Боровицкий, Я.М.Петров — вели и ведут преподавание основных школьных дисциплин — математики и программирования. Победители Intel-ISEF-2003 года, именами которых названы Малые Планеты Солнечной системы, Евгений Лохару и Сергей Иванов с 2003 года вели преподавание в Летней математической школе, читая серьезные курсы для школьников. Это позволило им сразу после окончания Математико-механического факультета поступить в аспирантуру и стать преподавателями вузов. Евгений Лохару, будучи аспирантами ПОМИ РАН им. В.А.Стеклова и учеником С.В.Кислякова, директора ПОМИ, подготовил в НЦ ЛНМО трех участников российской команды на Intel-ISEF.
Теперь, осуществляя принцип преемственности, Андрей Горшков в свою очередь начал преподавательскую карьеру в ЛНМО, готовит будущее поколение молодых ученых. С 2009 года выпускники ЛНМО Максим Захаренков, Андрей Мурачев, Андрей Лавренов, Александр Вакушкин, Дмитрий Никифоров, Константин Анисимов, Александр Чернаков, Николай Домнин, М.Клеверов и т.дж вели бесплатные кружки в школе.
Финансовая поддержка ЛНМО
Огромно влияние, которое выпускники оказывают на жизнь ЛНМО. Многих их них даже называют «хранителями Лаборатории», ведь в сложные девяностые и двухтысячные Лаборатория выжила только благодаря материальной поддержке Бориса Ивановского, Михаила Плискина, Олега Семенова, Александра и Михаила Горбульских, Дмитрия Штукенберга, Алексея Цирюльникова, Виктора Куницына, Александра и Николая Хаустовых, Сергея Кочугуева и других выпускников девяностых годов.
Своим существованием школа обязана своим выпускникам.